Зачастую Налоговые органы приходят в обособленное подразделение организации на проверку, показывая налогоплательщику предписание о проведении проверки, при этом в самом предписании указано о проверке Юридического лица. Однако Налоговый кодекс не предоставляет налоговым органам права проводить самостоятельные выездные проверки обособленных подразделений организации, которые не являются филиалом или представительством. Такие обособленные подразделения можно проверять только в рамках проверки всей организации.
Что же думает по этому поводу МИНФИН? Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 ноября 2006 г. N 03-02-07/1-324
Вопрос: ОАО в лице отделения железной дороги - филиал в соответствии с п. 1 ст. 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации обращается для разъяснения вопроса о применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах применительно к следующей ситуации.
Налоговыми органами, расположенными на территории Мурманской области, неоднократно назначаются и проводятся выездные налоговые проверки ОАО в лице его различных обособленных структурных подразделений, которые не являются филиалами либо представительствами общества, а также не являются налоговыми агентами по уплате налогов (сборов). Указанные проверки назначаются и проводятся вне рамок проведения выездных налоговых проверок филиала ОАО, а также вне рамок проведения выездных налоговых проверок ОАО в целом, включая все его обособленные подразделения.
ОАО полагает, что описанная ситуация сложилась в связи с тем, что на территории Мурманской области при назначении и проведении выездных налоговых проверок налоговыми органами не применяются Методические указания по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, утвержденными МНС РФ 07.05.2001 и направленные для руководства и использования в контрольной работе налоговых органов письмом от 07.05.2001 N АС-6-16/369.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 34.1 НК РФ, просим разъяснить:
- являются ли Методические указания по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, утвержденные письмом МНС РФ 07.05.2001 и направленные для руководства и использования в контрольной работе налоговых органов письмом от 07.05.2001 N АС-6-16/369, действующим нормативным правовым актом?
- насколько обязательно для налоговых органов применение указанных Методических указаний?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что ваше письмо от 07.09.2006 N НОДЮ-02-15/791 направлено в Федеральную налоговую службу для рассмотрения и ответа.
Вместе с тем сообщается следующее.
Согласно пункту 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии со статьей 89 Кодекса налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
Поскольку Кодекс не предусматривает специального определения филиалов и представительств организации, для целей регулирования налоговых правоотношений филиалы и представительства признаются таковыми в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Кодексом не предоставлено налоговым органам право проводить самостоятельные выездные налоговые проверки обособленных подразделений организации, которые не являются филиалами или представительствами этой организации.
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин
Будьте внимательны, не допускайте нарушения ваших прав.